воскресенье, 21 февраля 2016 г.

Как обучать. Ваше мнение?

Быть учителем биологии интересно, но порой нелегко. Особенно, когда дети хотят узнать твоё мнение о том или ином и задают на эту тему вопросы. Но это приятно, ведь понимаешь, что дети интересуются именно твоим мнением. Но почему? Наверно, потому что я учитель. А может потому, что я стал их хорошим другом и они могут на меня положиться, и могут спросить любой вопрос в рамках приличия, не боясь при этом порекания с моей стороны. 
В этот момент, как мне кажется, учитель становится настоящим
советником для ученика и может повлиять на всю его дальнейшую жизнь. Главное - иметь правильную цель обучения. В моем понимании, целью обучения является научить правильно мыслить и брать ответственность за свою жизнь на себя. Эти навыки и умения в течение всей жизни будут для ученика путеводными звездами. 
Свойства человека брать ответсвенность за свою жизнь на себя и умение мыслить правильно поспособствуют дальнейшему развитию и изменению таких особенностей, как: мировоззрение, личностное развитие, религия. Ученик, поняв, что все в его жизни зависит от него самого, станет сам заниматься развитием в этих направлениях и в дальнейшем станет высокоразвитой личностью, которая будет цениться в профессиональных, семейных и общественных кругах. В конце концов общество будет постоянно в нем нуждаться, что является главным свойством успешного человека. 
В способах достижения этих целей я хочу выделить несколько элементов. Но сразу считаю нужным оговориться, что данная концепция будет, как мне кажется, работать только при ученико-центрированном подходе обучения. Что же сюда входит? 
  1. Класс. 
В классе должна быть приятная обстановка. Столы и стулья должны быть расставлены так, чтобы, во-первыхв классе было удобно передвигаться и, во-вторых, все ученики, независимо от того, где бы они сидели, имели одинаковый уровень обзора учителя, экрана и всех одноклассников. Следующий момент – это запах в классе. В классе должно приятно пахнуть, чего можно достичь, поставив освежитель воздуха с автоматическим выпуском аэрозоли. Воздух должен быть чистым и свежим, то есть необходимо чаще проветривать помещение. Так же в классе должно быть максимально светло, чего можно достигнуть поставив больше ламп дневного света. Общая обстановка в классе должна быть приятная и комфортная для долгого нахождения в этом помещении, чему могут поспособствовать красивые шторы, картины или плакаты на стенах. Также помогут живые растения на подоконниках и внутри классной комнаты. В то же время считаю необходимым иметь в классе животных, немного. Хватет аквариума и клетки с какими-нибудь грызунами, например хомяками или крысой, которых дети всегда могут взять и поиграть. В результате чего дети станут более добрыми, жалостливыми к животным и растениям, да и, просто, хорошо проведут время, потискав хомяков. 
  1. Практические работы. 
Практичекие работы занимают особое место в обучении. Лабораторные работы показывают ученику, что все вокруг нас имеет смысл и, что почти любой процесс можно объяснить научно, то есть, проведя эксперимент, чем дети с удовольствием и занимаются. Лабораторные работы, по-моему, можно подразделить на две главные ветви: классные и домашние лабораторные работы. Обе одинаково оформляются и должны быть научно описаны, но имеют разные цели и задачиЭти лабораторные и практические работы показывают учителям, насколько ученики осознают и понимают происходящие вокруг явления. 
  1. Урок. 
Ученики должны заходить в класс, не боясьОни должны чувствовать поддержку и тепло учителя всегда, особенно в классе. Общение между учителем и учениками, как мне кажется, должно проходить открыто, доверительно. Обучение должно быть ученико-центрированным, то есть должны учитываться все пожелания, доводы, несогласия учеников по отношению к учителю, классу или предмету. В классе должна быть создана атмосферав которой ученик легко может выразить свое мнение и обязательно это мнение должно учитываться при обучении, и ученик об этом должен знать и ощущать. Обучение должно проходить интересно, легко, может быть, не всегда по предметуЕсть необходимость устраивать какие-то игры, командные турниры, ролевое участие на уроке. При таком отношении учителя к своему предмету и детям будет снята защита у детейв результате появится психологически правильная атмосфера, в которой дети смогут показать себя максимально полно. В то же время сам учитель должен быть интересен для учеников как человекОн должен быть человеком креативным и развитым, с которым можно поговорить не только о предмете, но и о последних моделях телефонов, машин, результатов футбольных матчей. Но в то же время, дети постоянно должны ощущать, что знания, которые они получают на уроке реальны, применимы в жизни, то есть дома, на улице или там же на урокеВ этом помогает применение новых методик обучения, такое как командное обучение на уроках биологииПри таком методе на уроке участвуют все дети, все они заняты, так как имеют свои роли. И не надо забывать о важности применения ИКТ на уроках. Дети это любят, это интересно, был бы проектор, хорошая система звука и быстрый мобильный ноутбук. 
  1. Внеклассная деятельность. 
Для раскрытия талантов или просто заинтересованных личностей есть необходимость в организации кружков,а лучше даже клубовВ этих клубах дети с учителем смогут провести эксперименты, которые не успели или даже не проводили бы на уроке. Так как участие в клубе подразумевает заинтересованность в этой обасти, то стоит обязательно выстроить миссию, цели и задачи клуба, как организации, в которой дети сами смогли бы придумать себе занятие и с большим интересом занимались бы любимым делом. Так же необходима работа с детьми, которым не хватает знаний и умений, полученных на уроке или, наоборот, которые не успевают заниматься со всеми. Для таких учеников можно организовать тот же клуб или еженедельные встречи, например, для подготовки к олимпиадам. В то же время на данный момент актуальны такие вещи как ЕГЭ и ГИА. К ним, конечно же, необходимо организовать еженедельную подготовку, на которой будут разбираться сложные вопросы и будет задаваться курс со стороны учителя на дальнейшую верную подготовку к этим экзаменам. 
Эпилог 
Напоследок хотелось бы сказать, что обучение детей – это трудоёмкий и сложный процесс, требующий от учителя понимания, большого терпения и умения быть интересным и всегда свежим. Но если главная цель обучения, научить детей брать ответственность за свою жизнь, будет достигнута, то все усилия были не напрасны. 
Моя статья была напечатана в 2012 году в сборнике "Династия".
Что вы думаете об этом? Так ли на самом деле?

2 комментария:

  1. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  2. Отличная статья!!! Поддерживаю во многом. Продолжайте в том же духе ;-)

    ОтветитьУдалить